карта сайта

Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти – 2016

Приглашаем Вас к ознакомлению с  официальным  рейтингом на  2016 год - субъектов Российской Федерации по уровню защищенности интересов потребителей органами государственной власти, подготовленный Объединением потребителей России.

Напомним, что  Объединении потребителей России – организация, по чьей инициативе составляются единственные в нашей стране общественные рейтинги,  касающиеся сферы интересов потребителей. Всего таких за семь лет деятельности самой организации было подготовлено пять различных рейтингов.

Объединение потребителей России организовано в форме общественного Движения и на сегодня имеет свои региональные отделения в 77 субъектах нашей страны в том числе и в Нижегородской области.  Всего участниками Движения является около ста тысяч человек.

На данном интернет - ресурсе  мы представляем местное и региональное объединение потребителей России в Нижегородской области, которое  вот уже более года участвует во всех проектах  ОПР в том числе и  в федеральном проекте «Знак качества», инициатором которого стало региональное отделение партии «Единая Россия» совместно с генеральным партнером проекта - Объединением потребителей России, а сегодня является организатором регионального конкурсного отбора по выявлению потребительского признания к местным товарам и услугам  с целью представления нижегородских  дипломантов конкурса «Потребительское доверие»  на  всероссийский  конкурс общественного признания  качества товаров и услуг - «Звезда качества России»

Какие основные направления деятельности Объединения потребителей России?

рейтинг картинкаВ принципе они все обусловлены правами, которые предоставляет общественным потребительским организациям Закон «О защите прав потребителей». Выделяем основные:

- оказание практической юридической помощи потребителям, включая судебную защиту их прав и интересов (речь идет, в том числе, и об исках в защиту неопределенного круга потребителей, когда надо приостановить грубые и системные нарушения потребительских прав большого количества граждан);

- просвещение всех участников потребительских отношений – потребителей, производителей и других (в этом направлении юристы Движения оказывают еще и практическую поддержку предпринимателям, которые испытывают административное или коррупционное давление,  для такой помощи разработана специальная программа «защиты бизнеса» «Каскад»);

- проведение мероприятий общественного контроля за соблюдением прав потребителей (но сейчас  Движение больше уделяет  внимание уже контролю качества продовольственной продукции, то есть деятельности производителей, а такие мероприятия уже  проводятся и по фактам, опубликованным в средствах массовой информации, в том числе и по публикациям в региональных СМИ , как писали в газетах раньше – «по следам наших выступлений» ); 

- законотворческая деятельность, в первую очередь, по совершенствованию Закона РФ «О защите прав потребителей» и Национальной Системы Защиты Потребителей.  но и в более широком смысле сегодня Движение старается взглянуть на вопросы защиты потребителей сегодня более широко. Так, уже  в июне  ОПР  планирует провести в Совете Федерации парламентские слушания, чтобы обсудить Концепцию государственной потребительской политики;

- также Объединение потребителей России реализует ряд социальных проектов, которые во многом становятся самостоятельными подразделения Движения. Среди них - проект «Знак качества», всероссийский конкурс отечественных производителей «Звезда качества России» (в этом году конкурс проводится уже в третий раз), Школа муниципального политика, общественно-просветительский проект «Президентский форум», Интернет-издание «Права потребителя» и другие (все такие проекты имеют собственные сайты или информация о них размещена на официальном сайте Движения и его региональных представительств);

- и одним из важных направлений работы Движения  являются социальные исследования в сфере интересов потребителей, к которым можно отнести и составление рейтингов, проведение региональных конкурсных отборов по потребительскому доверию, и  других мероприятий,   отображающих степень потребительской защищенности на разных уровнях.

 

Главный из этих рейтингов, который составляется каждые два года, - это Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню защищенности потребителей органами государственной власти.

Таких рейтингов было опубликовано три – в 2010, 2012, 2014 годах и новый (четвертый) рейтинг в 2016 году, который мы сегодня вам представляем. Таким образом, мы можем говорить о системной работе, социальных исследованиях, правильно выбранных критериях и – главное – объективности результатов рейтингования   и показателей рейтингов в целом.

В каких целях Объединение потребителей России составляет такой рейтинг?

 

надзорПервое. Конечно, чтобы привлечь всеобщее внимание – власти, журналистов, общества и т.д., - к потребительским проблемам граждан и состоянию защиты потребителей. Сегодня потребители (то есть мы с вами) защищены недостаточно надежно, это – очевидно. Особенно такое положение ухудшается в сложное в экономическом плане время (прямая линия с Владимиром Путиным показала, что проблем у людей – много), и в такой момент, как подчеркнул Президент в своем послании Федеральному Собранию: «необходимо поддержать людей с низкими доходами, наиболее уязвимые категории граждан…» и еще выделю из этого же послания: «Ни у кого не должно быть иллюзий, что прикрываясь импортозамещением, можно подсунуть государству и гражданам суррогаты или залежалый, да еще втридорога товар». Все эти вопросы – в плоскости защиты интересов потребителей и проблем здесь много.

 

Второе. Показать органам власти оценку их работы в сфере защиты прав потребителей со стороны общественности. И тем самым в определенной степени стимулировать их к активности в этом направлении. Именно через критерии рейтинга Объединение потребителей России  дает инструмент органам власти для повышения эффективности действий по защите потребителей, повышения их информированности и правовой просвещенности. Могу сказать, что в некоторых субъектах на такие рекомендации уже обратили внимание и их показатели улучшились, что сразу же отобразилось на занимаемом месте в рейтинге.

 

И третье. Рейтинг помогает общественным потребительским организациям (в первую очередь региональным и местным  отделениям Объединения потребителей России) в  совместной работе, укрепляя, в том числе, их связи между собой и всем Движением. Общественным организациям очень важно ощущать свое единство. При этом критерии рейтинга методологически раскрывают для общественников региональные негативные тенденции в сфере потребительских отношений, и если рейтинг составляется уже на протяжении шести лет, то очевидно, что такие тенденции можно отследить. В этой связи рейтинг становится одним из механизмов общественного контроля в сфере защиты интересов потребителей, в том числе – контроля за тем, как органы власти исполняют свои обязанности по защите потребителей.

Таким образом, при публикации рейтинга объединяются цели общественного, государственного и регионального уровней, а в «сферу влияния» рейтинга включается большое количество сторон – органы власти, журналисты, общественники, политики, и сами потребители.

 

Какие результаты рейтинга 2016?  Кто стал лидером рейтинга?

Официально объявляю, что места в пятке лидеров среди регионов в Рейтинге 2016 года субъектов Российской Федерации по уровню защищенности интересов потребителей распределились следующим образом:

5 место – Санкт-Петербург;

4 место –  Ростовская область;

3 место – республика Татарстан;

2 место – Белгородская область;

и – первое место – Ленинградская область.

На каком же месте  рейтинге расположилась наша область?

 Как мы видим из рейтинговой таблицы по итогам 2016 года из 83 регионов –участников рейтинга Нижегородская область  находится на 53 месте ( средний уровень защищенности) 

Проследив динамику передвижения по  зонам рейтинга, к примеру,  2014 года –это  66 место ( средний уровень защищенности) ; 2012 год- 20 место ( высокий уровень защищенности)  2008-2009 год- 73 место ( низкий уровень защищенности).   Данную статистику можно более подробно посмотреть на сайте ОПР.

    По  материалам Объединения потребителей России.

Более подробная информация о лидерах рейтинга-2016,  итоговой таблице рейтинга -2016 ) ,  достижений и разочарований , методике основных показаний рейтинга , а также отдельные статистические данные, полученные в рамках подготовки Рейтинга-2016

 От редакции портала: 

 рейтинг нт«Расшифровку» оценки  нашей Нижегородской области  по методике рейтинга по уровню  защищенности интересов потребителей органами государственной власти ( методика включает в себя  27 пунктов), «историю потребительской болезни» региона  либо, наоборот,  историю  его выздоровления, а также  возможность  сделать выводы, обобщить или спрогнозировать  ситуацию на будущее  мы  намерены   обсудить   на нашем портале. 

Приглашаем все желающих.

 

 Приглашаем также  к участию    Федеральную  службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) в  Нижегородской области; Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области, региональные органы по контролю и надзору в сфере предоставления потребителям   жилищно- коммунальных услуг, а также  осуществляющего Государственный надзор (контроль) в области долевого строительства многоквартирных домов, печатные  СМИ и/или регулярных ТВ и радио программ, функционирующих за счет средств бюджета  Нижегородской области, задача которых информировать граждан о правах потребителей и способах их защиты, о качестве товаров и услуг,  межведомственные  органы (советов, комиссий) по вопросам защиты прав потребителей при высших исполнительных органах власти и/или органах муниципального самоуправления; межведомственные  координационные (коллегиальные) органы по вопросам торговли и качества товаров; комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Нижегородской области, представителей  общественного и/или консультативного (координационного) совета при Роспотребнадзоре; структурные подразделения  региональных органов  исполнительной власти , на которые возложено решение вопросов по защите прав потребителей.  представителей  подразделений в органах местного самоуправления на которые возложено решение вопросов по защите прав потребителей, и/или общественных приемных по защите прав потребителей в муниципальных образованиях  Нижегородской области.

 

  Экспертные мнения хотелось бы услышать о проведении   регулярных региональных конкурсов, направленных на информирование потребителей о качестве товаров и поддержку местных товаропроизводителей, проведении конкурсов на соискание премии главы региона в области качества товаров и услуг, наличие регионального бренда лучших товаров и услуг, внедрение региональной системы добровольной сертификации товаров и услуг.   Важнейшими  в методике оценки  также является  информация о ходе   реализации  региональных и/или муниципальных целевых программ:

 

- по развитию торговой деятельности (потребительского рынка), - по развитию конкуренции, - по обеспечению качества и безопасности товаров и услуг, - по повышению уровня финансовой грамотности населения; - по защите прав потребителей (и/или Комплексного плана по защите прав потребителей и/или подпрограмм по вопросам защиты прав потребителей, включенных в программы социально-экономического развития региона).    

Следите за новостями.